5.0

Ознакомьтесь с реальными отзывами наших клиентов

Как работать с электронными подписями и МЧД в 2023 году

Обновления законодательства в 2023 году вносят большие изменения в бизнес-процессы компаний. Вступают в силу новые требования к выдаче и использованию сертификатов электронной подписи (ЭП).

Рассказываем, что меняется для руководителей и сотрудников организаций, и для чего понадобятся машиночитаемые доверенности (МЧД).

Опубликован Федеральный закон, продливший до 1 сентября 2023 года переходный период при применении ЭП юридических лиц и ИП, а также МЧД.

 

Что законопроект меняет для нас

ЭП на полномочных представителей ЮЛ можно будет использовать до 31.08.2023, если срок действия подписи не истечет раньше.

По закону выдавать ЭП по доверенности запрещено. Получение ЭП возможно только лично.

Что такое МЧД: это электронная доверенность от имени руководителя организации, которая передает сотруднику определенные полномочия на совершение действий. Каждая МЧД составляется по утвержденному формату, поэтому информационная система может автоматически проверять данные в доверенности.

Работу по ведению документооборота чаще передают бухгалтеру, секретарю или менеджеру — сотруднику, которому чаще всего необходимо подписывать документы от лица организации.

 

ЭП для руководителей

С 1 января 2022 года руководители коммерческих организаций и ИП могут обращаться за получением ЭП только в удостоверяющий центр ФНС или к ее доверенным лицам.

Ключ сертификата электронной подписи невозможно скопировать с одного защищенного носителя на другой или в реестр.

Чтобы не посещать ФНС, руководитель или ИП может обратиться к доверенному лицу ФНС — АО «Аналитический центр». Сделать это можно в офисе группы компаний «ТЕЛКО».

(ООО «Экспресс-Линк», входящее в группу компаний «ТЕЛКО», является официальным партнером АО «Аналитический центр»).

Для получения сертификата необходимо подготовить заявку на выпуск ЭП, из документов понадобится оригинал паспорта заявителя, номер СНИЛС и номер ИНН физлица, и печать (если есть).

 

ЭП для сотрудников организаций

Поправки в Федеральном законе № 63-ФЗ изменили привычный порядок. До 1 сентября 2023 года работники могут использовать сертификаты электронных подписей юрлица. После окончания переходного периода сотрудники должны работать с сертификатами ЭП физлица, в которых указаны только их данные и нет реквизитов организации.

Выдачей ЭП физлица занимается любой аккредитованный УЦ. Сертификат электронной подписи физлица является персональным. Это значит, что работник может использовать его не только в рабочих, но и личных целях. Но подписывать документы в организации им не получится — такую подпись не примут ФНС, ФСС и другие органы, для этого дополнительно придется зарегистрировать МЧД, подписанную руководителем. При обработке электронного документа в компании работник будет применять сертификат ЭП физлица и МЧД.

 

Как добавить в СБИС новую ЭП, выпущенную в ФНС или Доверенном УЦ

СБИС зарегистрирует ЭП сам. Просто вставьте токен с ЭП в компьютер, больше ничего делать не нужно. Сдавайте отчеты и подписывайте документы — система распознает ключ.

Если действует старый ключ  – СБИС не увидит новую ЭП, выпущенную в ФНС, в таком случае воспользуйтесь инструкцией.

 

Как зарегистрировать МЧД с помощью СБИС

Для регистрации МЧД в ФНС и ФСС предварительно нужно создать пользователя в аккаунте СБИС для сотрудника, далее следовать инструкции, а для настройки МЧД для ЭДО – данной инструкции.

 

Как работать с ЕГАИС

На сегодняшний день работа в ЕГАИС с помочью ЭП физлица и МЧД не реализована. Вместе с тем в настоящее время проводятся работы по доработке программных средств ЕГАИС, по завершению которых для взаимодействия с ЕГАИС возможно будет использовать сертификаты физических лиц совместно с МЧД.

 

ЭП, которые в данные момент подходят для работы с ЕГАИС

Как участвовать в электронных торгах и закупках

Для работы на электронных площадках в торгах или закупках подходит ЭП на руководителя, выпущенная в ФНС или Доверенном УЦ или ЭП на сотрудника организации.

В случае отказа площадки от приема указанных ЭП и требованием выпустить отдельную за дополнительную плату, необходимо самостоятельно отправить жалобу на площадку, в копию добавить Минцифры и Управление информационной безопасности ФНС.

Чтобы не заходить на каждую площадку в поисках интересных предложений, используйте сервис СБИС «Поиск и анализ закупок». Он собирает торги со всех ЭТП, отбирает самые интересные по вашим запросам, помогает оценить предложения конкурентов и шансы на победу.

Для использования на торговых площадках ЭП на сотрудника необходимо первично пройти аккредитацию на площадках с помощью ЭП на руководителя организации или ИП, далее обратиться в техподдержку площадки для настройки доверенности на ЭП сотрудника.

В случае необходимости, чтобы наш инженер удаленно настроил ЭП на площадках, провел аккредитацию и настроил доверенность, можно обратиться к нам, стоимость настройки 1-ой ЭП на сотрудника или 1-ой ЭП на руководителя составляет 5.000 руб. В услугу входит аккредитация в ЕИС (федеральные площадки).

 

Что будет со сдачей отчетности по доверенности

На данный момент изменений в законодательстве не было.

 

Наши рекомендации

Если у Вас 2-3 активных пользователя в аккаунте СБИС, ЭП Вам нужна для сдачи отчетности в ФНС и/или подписания документов в ЭДО – рекомендуем пользоваться ЭП на руководителя организации или ИП и сервисом дистанционного подписания в СБИС.

Стоимость лицензии «СБИС дистанционное подписание» – 3.000 руб. на 1 год на все организации в личном кабинете СБИС.

Инструкция по настройке дистанционного подписания;

Стоимость услуги инженера по настройке дистанционного подписания удаленно за Вас – 1.500 руб. (до 5-ти рабочих мест), стоимость услуги по созданию и настройке 1-ого пользователя – 350 руб.

Если у Вас активных пользователей в аккаунте СБИС больше, чем 2-3, им необходимо подписывать документы в ЭДО, и у них нет необходимости сдавать отчетность в СФР и/или работать с ЕГАИС/работать на торговых площадках, то рекомендуем выпуск ЭП физлица на Ваших сотрудников с регистрацией МЧД.

 

Для этого понадобятся

  1. Электронная подпись:
    ЭП на физлицо; (для работы ЭП на ПК потребуется лицензия Крипто Про CSP)
    или
    ЭП на физлицо со встроенной лицензией Крипто Про CSP;
  2. Защищенный носитель для записи и хранения ЭП:
    Рутокен Лайт;
    или
    Рутокен ЭЦП со встроенным СКЗИ (не понадобится приобретение лицензии Крипто Про CSP, подойдет вариант ЭП без встроенной лицензии Крипто Про CSP).
  3. Настроить работу МЧД в СБИС:
    создать пользователя
    зарегистрировать МЧД в ФНС и ФСС
    зарегистрировать МЧД для ЭДО

Вы можете воспользоваться услугами нашего инженера, который удаленно сделает всё за Вас:

  1. Создания 1-ого пользователя – 350 руб.
  2. Регистрация 1-ой МЧД в ФНС, ФСС и ЭДО – 500 руб.

Написать нам в Telegram


Работоспособность МЧД на текущий момент (март 2023)

  1. ФНС – МЧД регистрируется, отчеты отправляются.
  2. ЭДО – МЧД регистрируется, документы подписываются.
  3. ФСС – МЧД не работает с больничными листами при использовании ЭП физлица, так как проверка идет по ИНН и ОГРН организации, в ЭП физлица данные организации не указываются.
  4. ПФР/СФР – Регистрация МЧД не реализована. С ПФР/СФР на текущий момент работает только обычная доверенность по форме УПУП.

Если Вы участвуете в торгах или закупках

Использовать ЭП на руководителя организации, ЭП на индивидуального предпринимателя или ЭП на сотрудника организации.

Если вы работаете с ЕГАИС

Использовать ЭП на руководителя организации, ЭП на индивидуального предпринимателя или ЭП на сотрудника организации.

 

Чтобы заказать любую электронную подпись, защищенный носитель или услуге по настройке – обращайтесь в отдел продаж любым удобным для Вас способом

Тел.: +7-8652-990-001
Сот.: +7-962-442-09-67
E-mail: 990001@telko.ru
Написать в WhatsApp
Написать в Telegram